Дыхательные упражнения с воздушным шариком. Пневмония шарики. Дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика «Лягушонок»

Представьте, что перед вами воздушный шар, но он плохо надут, давайте его надуем (дети делают большой круг). Наберите воздух через рот и медленно выдыхайте его через рот на звук «Ф». Вдох – выдох (3 раза). Мы так сильно надули шар, что он лопнул: «Ш-ш-ш» (дети сбегаются в середину круга). Давайте снова его надуем. (Дети выполняют упражнение на дыхание.) Полетели!

CЛАЙД 16.

Подвижная игра «Мы летим». (Дети под музыку выполняют движения по всему залу.)

Ведущий. Мы летим над зелеными лесами.

CЛАЙД 17.

Ведущий. Мы летим над широкими полями.

CЛАЙД 18.

Ведущий. Мы летим над высокими горами.

CЛАЙД 19.

Ведущий. Мы летим над цветущими садами.

CЛАЙД 20.

Ведущий. Ну вот, оглянуться не успели, как уже очутились у самых ворот в город Словоград, а живут в этом славном городе – слова.

Уважаемые родители,

Помогите скорее нам

Все расставить по местам. Речевая игра «Волшебные слоги».

CЛАЙД 21.

Ведущий. В мышеловку я ловлюсь,

Если в слове появлюсь.

CЛАЙД 22.

Ведущий. Слоги в слове переставь,

На пруду меня оставь.

(Мышка – камыш.)

CЛАЙД 23.

Ведущий. Я дерево в родной стране,

Найдешь в лесах меня ты всюду,

CЛАЙД 24.

Ведущий. Но слоги переставь во мне

И воду подавать я буду.

(Сосна – насос.)

CЛАЙД 25.

Ведущий. В лесной глуши люблю я жить,

Похож на поросенка тенью,

CЛАЙД 26.

Смогу компоты и варенье.

(Кабан – банка.)

CЛАЙД 27.

Ведущий. Могу врагов отважно встретить.

CЛАЙД 28.

Ведущий. Изменишь слово – притаюсь,

Чтоб охотник не заметил.

(Сила – лиса.)

CЛАЙД 29.

Ведущий. Эй, ребята, собирайтесь,

В путь дорогу отправляйтесь,

Путь – дорога нелегка

Нам пора спешить друзья.

Логоритмическое упражнение «Тропинка». (Дети шеренгой ритмично шагают под слова за логопедом. Логопед читает первые строчки, а дети вторые строчки пропевают.)

Ведущий. По тропинке мы идем,

Хором песенку споем,

Ой-ля-ля, ой-ля-ля,

Мы ведь лучшие друзья.

Подвижная игра «Превращалочка».

Ведущий. А сейчас я приглашаю вас всех принять участие в игре

Превращалочка». (Под музыку дети произносят «Тссс!», идут по кругу и обратно, затем на слова: «Кричалочки» - кричат; «Пугалочки» - пугают друг друга; «Хохоталочки» - смеются; «Удивлялочки» - удивляются; «Улыбалочки» - улыбаются.

CЛАЙД 30.

Ведущий. Долго ли, коротко ли шли мы по тропинке, но очутились в городе, который называется «Предложениеград». Живут в этом прекрасном городе предложения, чтобы речь была наша красива, надо уметь грамотно строить предложения, а это умеет делать лишь тот, кто много читает и внимательно слушает. С помощью волшебного «Цветика - семицветика» мы выясним, каковы же ваши семейные читательские запросы и предпочтения. (Ведущий показывает силуэтное изображение цветка с семью разноцветными лепестками: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)

Игра «Цветик - семицветик».

Ведущий. Послушайте правила. Для игры нам необходимо образовать круг. Под музыку, вы ребята, будете передавать в своем кругу друг другу цветок. На ком остановится музыка, тот должен оторвать один лепесток, назвать его цвет, а затем отдать своим родителям, которые вслух прочтут вопрос и ответят на него. Ну что, готовы? Начали!

CЛАЙД 31.

Вопросы родителям:

Какие произведения наиболее охотно слушает ваш ребенок?

2. Кто из взрослых членов семьи чаще читает ребенку книги?

Какие книги любит ваш ребенок?

3. В какое время вы читаете ребенку?

Какой любимый литературный герой вашего ребенка?

4. Ваш ребенок считает книгу хорошим подарком?

На кого из литературных героев хочет быть похож ваш ребенок?

5. Назовите писателей, произведения которых вы бы порекомендовали другим родителям для домашнего чтения.

6. Существует два противоположных взгляда на воспитательную роль книги: одни родители считают, что книга – средство развлечения и забава ; другие, что это полезное занятие для всестороннего воспитания ребенка. Как считаете вы?Обоснуйте свою точку зрения.

7. Какими вы руководствуетесь требованиями при выборе книг для своего ребенка.

А сейчас, уважаемы родители, мы предлагаем посмотреть видеозапись и послушать, как

ваши дети ответили на эти вопросы.

Просмотр видеозаписи высказываний детей .

Вопросы детям:

Кто любит слушать книги, которые вам читают дома?

Кто вам читает книги?

Какие книги вы любите?

Какая у вас любимая сказка?

Кто ваши любимые книжные герои?

На кого вы хотите быть похожими? Почему?

Как вы считаете, книга это хороший подарок?

Ведущий. Итак, сейчас мы убедились, что в каждой семье есть детские книги, которые родители читают своим детям по вечерам или в выходные дни, а дети их внимательно слушают.

CЛАЙД 32.

Ведущий. Наше путешествие по стране Златоустии подошло к концу, пришло время возвращаться в детский сад. Давайте сядем на ковер по-турецки и представим, что это у нас не просто ковер, а ковер – самолет.

Екатерина Бережнова
Памятка для родителей «Дыхательная гимнастика в воде и на суше»

«Дыхательная гимнастика в воде и на суше »

Инструктор – методист : Бережнова Екатерина Николаевна

Дыхательная гимнастика «Паровозик»

Цель : формирование дыхательного аппарата .

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая : «чух-чух-чух» . Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу» . Продолжительность – до 30 секунд.

Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»

Цель

ИП : стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х» ! Повторить 4-5 раз.

Дыхательная гимнастика «Каша кипит»

Цель : формирование дыхательного аппарата .

ИП : сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух ) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф» . Повторить 3-4 раза.

Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»

Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей .

ИП : Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд . Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд . Выполняется 5 раз подряд.

Дыхательная гимнастика «Насос»

Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей .

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Дыхательная гимнастика «Снегопад»

Цель

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки) . Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони.

Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»

Цель

ИП : малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

Дыхательная гимнастика «Аист»

Цель : развитие плавного, длительного выдоха.

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш-ш» . Повторите с ребенком шесть-семь раз.

Дыхательная гимнастика «Качели»

Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей .

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Качели вверх (вдох, Качели вниз (выдох,Крепче ты, дружок, держись.

Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»

Цель : формирование дыхательного аппарата .

ИП : сидя на полу, скрестив ноги (варианты : сидя на коленях или на пятках, ноги вместе) . Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

Дыхательная гимнастика «Дровосек»

Цель : развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнесите «бах» . Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»

Цель : развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе «п-ф-ф» - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем «ф-р-р» - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»

Цель : тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП : ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает , затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит : «шшш» , вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Дыхательная гимнастика «Листопад»

Цель : развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

Дыхательная гимнастика «Гуси летят»

Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей .

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у» .

Дыхательная гимнастика «Пушок»

Цель : формирование дыхательного аппарата .

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

Дыхательная гимнастика «Жук»

Цель : тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП : малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох : «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу» .

Дыхательная гимнастика «Петушок»

Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей .

ИП : стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох, а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох, произносить «ку-ка-ре-ку» .

Дыхательная гимнастика «Ворона»

Цель : развитие плавного, длительного выдоха.

ИП : ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе : «каррр» , максимально растягивая звук [р].

Многие родители сталкиваются с проблемами заболевания дыхательной системы у детей. Согласитесь, когда ребенок болеет — это сильно огорчает. Лечение лекарственными препаратами не всегда оправдано и приветствуется мамами.

Но как еще помочь малышу предупредить и преодолеть заболевания? В такой ситуации помочь ребенку и его родителям могут упражнения дыхательной гимнастики. Этот комплекс развивает речевой аппарат, дыхательную мускулатуру, координацию движений, мышцы позвоночника и рук, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков. Кроме того, если ребенок отличается гиперактивностью, то с помощью данных упражнений он научится расслабляться и успокаиваться.

Специалисты рекомендуют заниматься детской дыхательной гимнастикой по 10-15 минут два раза в день. И важно! Должно пройти не менее часа после последнего приема пищи. Выполняйте определенные правила: вдох делается через нос — плечи не должны подниматься, щеки не должны надуваться; выдох делается плавно и длительно.

Существуют противопоказания к выполнению дыхательной гимнастики для детей. Поэтому необходимо проконсультироваться с врачом, какие именно дыхательные упражнения подойдут ребенку.

Упражнения дыхательной гимнастики:

«Потягуши»
Исходное положение: стоя, руки вдоль туловища.
На счет 1 - руки вверх, вдох.
2 - руки опустить, выдох.

«Воздушный шарик»
Малыш ложится на спину, руки на животе.
На вдохе медленно надувает живот-шарик.
На выдохе - животик-шарик медленно сдувает.

«Обнимашки»
Исходное положение: стоя, руки перед собой.
На счет 1 - руки в стороны, вдох.
2 - ребенок обхватывает руками свои плечи, выдох.

«Пузырики»
Ребенок делает глубокий вдох через нос.
Надувает «щёчки-пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот.

«Регулировщик»
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону.
Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р».

«Бегемотик»
Выполнять упражнение можно как лежа, так и сидя.
Кладем руку ребенка на диафрагму, дыхание происходит через нос, дайте малышу последить, как его ладошка, то поднимается, то опускается, а сами приговаривайте стишок (в зависимости от исходного положения):
Сели (легли) бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).

«Волна»
Ребенок ложится на спину, руки вдоль тела, ноги вместе.
Вдох - руки поднимаются вверх и назад, касаются пола.
Выдох - руки возвращаются в начальное положение, при этом малыш произносит: «Вни-и-и-з».

«Башенные Часы»
Малыш становится, слегка расставив ноги в стороны, руки опущены.
Теперь пришло время часам заработать: произносим «тик-так, тик-так» и машем руками вперед назад.

«Насосик»
Ребенок ставит руки на пояс, слегка приседает - вдох, выпрямляется - выдох.
Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее.

«Говорилка»
Вы задаете вопросы, ребенок отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту - ту - ту - ту.
Как машинка гудит? Би - би. Би - би.
Как «дышит» тесто? Пых - пых - пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу

«Водолаз»
Малыш должен представить, что он спускается под воду на море.
Делается глубокий вдох, дыхание задерживается так долго, насколько это возможно.

«Самолет»
Рассказывайте стихотворение, а ребенок пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жужу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу - жу - жу (делает поворот влево)
Жужу -жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).

«Великан и карлик»
Ребенок садится на пол, сложив ноги перед собой ступня к ступне.
Руки положить на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу.
Набираем полную грудь воздуха, плечи расправляем, голову гордо поднимаем вверх, на выдохе опускаем вниз и прижимаем головой к ступням.

«Ворона»
Ребенок стоит, руки вдоль тела.
С вдохом широко разводим в стороны руки-крылья, а на выдохе громко каркаем, стараемся, чтобы звук «р» длился, как можно дольше.

«Паровозик»
Ребенок изображает паровоз.
Для этого, он идет, делая попеременные движения руками, при этом приговаривая: «Чух-чух-чух». Затем останавливается и произносит: «Ту-ту-тууу».

«Мышка и мишка»
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки - очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.

«Вырасту большим»
Ребенок стоит прямо, соединив ноги вместе.
Руки поднимет в стороны и вверх.
Вдох - подняться на носочки, хорошо потянуться.
Выдох - руки вниз, опуститься на ступню, при этом произнося: «У-х-х-х».

«Хомячок»
Надуваем щеки побольше, а теперь делаем несколько шагов по комнате.
Хлопаем по щекам ладошками, и они с веселым хлопком сдуваются.

«Летят мячи»
Встаем прямо, руки с мячом перед грудью.
Бросить мяч от груди вперед.
Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х».

«Веселая пчелка»
На выдохе произносим "з-з-з". Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела.

«Ракета»
Делаем глубокий вдох через нос, руки медленно поднимаем через стороны вверх, ладони сводим вместе, плотно прижав друг к другу, поднимаем на носки, тянемся вверх, задержав дыхание. (Кроме того можно на выдохе произносить звук О или У)

«Ветерок»
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

«Шагом марш!»
Ребенок встает прямо, гимнастическая палка в руках.
Ходит, высоко поднимая колени.
На 2 шага - вдох, на 6-8 шагов - выдох.
Выдыхая, произнести «ти-ш-ш-ше».

«Геометрические фигуры»
Медленный глубокий вдох через нос. Руки вытянуты вперед (ладонями вперед). Задержать дыхание.
Медленно выдохнуть со звуком О, руки при этом в такт выдоху рисуют круги. Задержать дыхание.
Снова глубокий медленный вдох. Задержка дыхания.
Медленно выдохнуть со звуком А, руки при этом рисуют в воздухе треугольники.

«Пчелка»
Ребенок садится прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим...)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).

«Роза и одуванчик»
Ребенок стоит прямо.
Глубокий вдох носом - «нюхает розу», выдох - максимально выпуская воздух, «дует на одуванчик».

«В лесу»
Представим, что мы заблудились в густом лесу.
Сделав вдох, на выдохе произносим "ау".
Изменим интонацию и громкость и поворачиваемся то влево, то вправо.

«На турнике»
Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой.
Поднять палку вверх, подняться на носки - вдох, палку опустить назад за голову - долгий выдох.
Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф».

«Каша кипит»
Ребенок садится, одна рука на животе, другая - на груди.
При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании - выдох.
Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф».

«Косим траву»
Предложите ребенку «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены.
Вы читаете стишок, а он, произнося «зу-зу» машет руками влево - выдох, вправо - вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.

«Лягушонок»
Ноги ставим вместе.
Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед.
Приземлившись, "квакните".

«Петух»
Ребенок встает прямо, ноги врозь, руки опустив.
Руки поднять в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам.
Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку».

«Ворона»
Стоим, опустив руки и слегка расставив ноги.
Вдох - руки широко разводятся в стороны (крылья), выдох - медленно опускаются руки, ребенок произносит: «Каррррр».

«Трубач»
Ребенок садится, кисти рук слаживает в трубочку и поднимает почти вверх.
Медленно выдыхая, громко произносит «п-ф-ф».

«Курочка»
Садимся на стул, опустив руки.
Быстрый вдох - руки поднимаются ладонями вверх к подмышкам (крылышки).
Выдох - руки опускаются, поворачивая ладони вниз.

«Лыжник»
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1, 5-2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

«Аист»
Ребенок стоит прямо, разведя руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, выносит вперед.
Фиксируем положение на несколько секунд. Держим равновесие.
На выдохе опустив ногу и руки, малыш тихо произносит "ш-ш-ш-ш".

«Маятник»
Встаем прямо, ноги на ширине плеч, палку держим за головой ближе к плечам.
Наклоняем туловище в стороны. При наклоне - выдох, произносим «т-у-у-у-х-х».

«Дровосек»
Ребенок встает прямо, ноги чуть шире плеч.
На вдохе слаживает руки топориком и поднимает их вверх.
Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опускает вниз, корпус наклоняет, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. И произносит "бах".

«Сердитый ежик»
Встаем, ноги на ширине плеч.
Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Ребенок наклоняется как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватывает руками грудь, голову опускает, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик

«Гуси летят»
Медленная ходьба в течение 1-3 мин.
Поднять руки в стороны - вдох, опустить вниз - выдох, произносить «г-у-у-у».

«Мельница»
Встаем: ноги вместе, руки вверх.
Медленно вращаем прямыми руками, произнося на выдохе "ж-р-р".
Когда движения ускоряются, звуки становятся громче.

«Семафор»
Можно выполнять и стоя и сидя, спина прямо.
Поднимаем руки в стороны - вдох, медленно опускаем вниз - длительный выдох, произносим «с-с-с-с-с».

«Конькобежец»
Ставим ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед.
Подражая движениям конькобежца, сгибаем то левую, то правую ногу, произнося "к-р-р".

✅ КОМПЛЕКСЫ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Упражнения для дыхания полезны не только для профилактики простудных заболеваний, бронхитов и синуситов, они обучают ребенка правильному дыханию. Недаром, элементы дыхательной гимнастики обязательно включают в комплекс упражнений на занятиях физкультурой.

✨ Подготовительное упражнение
Исходное положение. Стоя, сидя или лежа.
Выполнение. Закрыть глаза, постараться успокоиться, расслабиться. Делаем глубокий вдох и задерживаем дыхание насколько возможно. Выполняем 5-10 раз.

✨ Упражнение «Воздушный шарик»
Исходное положение. Стоя, сидя или лежа, положив руки на нижнюю часть ребер.
Выполнение. Перед выполнением упражнения нужно выдохнуть воздух из грудной клетки ртом, чтобы она втянулась. Затем медленно делаем вдох через нос, а выдох - ртом. При выполнении упражнения обязательно нужно следить, чтобы живот и плечи оставались неподвижными. Упражнение выполняем 6-10 раз.

✨ Упражнение «Окно и дверь»
Исходное положение. Встать ровно, выпрямиться.
Выполнение. В этом упражнении воздух заходит через «окно», а выходит через «дверь». Сначала «окно» - левая ноздря, а «дверь» - правая. Правой рукой зажимаем правую ноздрю, медленно вдыхаем через «окно», потом левой рукой зажимаем левую ноздрю и медленно выпускаем воздух через «дверь». Выполняем 4-6 раз. Затем «окно» и «дверь» меняются местами.

✨ Упражнение «Часы»
Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч.
Выполнение. Совершаем махи прямыми руками вперед и назад, повторяя при этом «Тик-так». Выполняем 10-12 раз.

✨ Упражнение «Веселый петушок»
Исходное положение. Стоя прямо, руки опущены вдоль тела.
Выполнение. Поднимаем руки вверх, а затем хлопаем ими по бедрам. На выдохе произносить: «Ку-ка-ре-ку». Выполняем 5-6 раз.

✨ Упражнение «Обдуваем плечи»
Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо
Выполнение. Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение этого упражнения в следующем порядке: голова находится прямо – «вдох», голова повернута направо – «выдох», голова прямо – «вдох», голову опускаем к подбородку – «выдох», голова прямо – «вдох», голову поднимаем наверх – «выдох», голова прямо – «вдох». Выполняем упражнение 5-10 раз.

✨ Упражнение «Насос»
Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела
Выполнение. Делаем вдох, затем выдыхая, совершаем наклоны в сторону, раки двигаются вдоль тела, на выдохе произносим: «С-с-с-с…». Выполняем упражнение 6-8 раз в каждую сторону.

✨ Упражнение «Потягушечки»
Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки подняты вверх
Выполнение. На вдохе – хорошо подтягиваемся, поднимаемся на носки, на выдохе – руки опускаем, встаем на всю стопу, произносим: «У-х-х…» Выполняем 4-5 раз.

✨ Упражнение «Едет-едет паровоз»
Выполнение. Ходим по кругу, имитируя паровоз, делая соответствующие движения руками и приговаривая «Чух-чух-чух». Выполняем 20-30 сек.

✨ Упражнение «Горнист»
Исходное положение. Стоя или сидя, руки сложить около рта, изображая горн.
Выполнение. Делаем медленный выдох, громко произносим «П-ф-ф-ф». Выполняем 4-5 раз.

✨ Упражнение «Дерево на ветру»
Исходное положение. Сидя на коленях или на пятках.
Выполнение. Во время вдоха, руки поднимаем наверх, во время – выдоха, руки опускаем,туловище при этом немного наклоняется.

✨ Упражнение «Бегемотики»
Исходное положение. Лежа на спине, закрыв глаза, положив руки на живот.
Выполнение. Медленно и плавно вдыхаем, животик при вдохе надувается. После этого также медленно и плавно выдыхаем, чтобы животик втянулся.

















Занимаемся дыхательной гимнастикой

Советы родителям

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. При естественном дыхании его глубина и темп могут быть различны, и не следует регулировать их искусственно, иначе дыхание не будет естественным. Естественное дыхание – это дыхание покоя, оно должно быть протяжным, легким, медленным, спокойным, равномерным. В течение короткого времени добиться такого дыхания нельзя.

Для регулирования дыхания необходимо, чтобы темп движения соответствовал темпу детского дыхания. Взрослые должны учитывать, что у ребенка более быстрый темп дыхания, поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания.

В случае выраженной дизартрии работа над дыханием начинается с общедыхательных упражнений. Цель этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм. Для закрепления удлиненного произвольного выдоха (через рот) необходимо опираться на кинестетические ощущения. Рекомендуется «видеть» и «слышать» свой вдох. При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях дыхания дифрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха. Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды в хорошо проветренном помещении. Во избежание головокружений продолжительность дыхательных упражнений должна ограничиваться 3-5 минутами. Во время гимнастики должно соблюдаться правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох с сужением ее.

Для развития дыхания ребенка пользуются дыхательными играми :

  • Сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;
  • Дуть на легкие шарики, карандаши и катать их по столу; приводить дутьем в движение плавающих в тазике уток, лебедей, кораблики и другие фигурки, всевозможные вертушки, бумажные колпачки и ватные шарики, подвешенные на натянутой горизонтально нитке; сдувать тычинки созревших одуванчиков;
  • Надувать надувные игрушки и воздушные шарики; особенно полезно пускать мыльные пузыри – это формирует очень тонкое регулирование выдоха;
  • Поддувать вверх пушинку, ватку, бумажку, мыльный пузырь.

Дыхательные упражнения :

«Загнать мяч в ворота»

  1. Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно дуть на ватный или поролоновый шарик (диаметром 2-3 см, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами (это «футбольные ворота») .
  2. То же, но дуть следует резкой, отрывистой воздушной струей. Загнать надо одном выдохе, не прерывая воздушную струю. Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. При необходимости их слегка можно придерживать пальцами.
  1. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу («Лопаточка») и плавно, со звуком ффф, сдуть ватку на противоположный край стола.
  2. То же, но дуть следует резкой, отрывистой струей. Загонять шарик надо на одном выдохе, не прерывая воздушную струю. Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. Следить, чтобы ребенок произносил звук ф, а не х, т. е., чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты к верхней губе, а посередине языка была щель-желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Необходимо следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

Ребенок стоит или сидит, руки согнуты, кисти сжаты, как бы удерживая трубу, -произносит: тру-ру-ру, бу-бу-бу, подудим в свою трубу.

«Надуй шарик»

Ребенок сидит или стоит, при команде «надуй шарик» - широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух ффф, при словах «шарик лопнул» - хлопает в ладоши; «из шарика выходит воздух» - малыш произносит «шшш», делая губы хоботком и опуская руки.

Малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди, разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох, можно поддержать интерес ребенка стихотворной строкой: жу-у – сказал крылатый жук, посижу и пожужжу.

«Подуем на плечо»

Ребенок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены, поворачивает голову направо и, сделав губу трубочкой дует на плечо, голова прямо – вдох носом, голову влево – выдох, голова прямо – вдох (подуем на плечо, подуем на другое, снова делает спокойный выдох, голова прямо – вдох носом, поднимает лицо кверху – выдох через губы, сложенные трубочкой (подуем на живот, как трубка станет рот, ну а теперь – на облако и остановимся пока») .

«Подуй на одуванчик»

Малыш стоит или сидит, делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

«Подуй на одуванчик,

Как дует этот мальчик,

Подуй, подуй сильнее

И станешь здоровее».

«Косарь»

Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены, машет обеими руками вправо и слегка назад: «зз-уу», возвращается в исходное положение – вдох, машет руками влево и слегка назад: «зз-уу»

«Косарь идет косить жнивье: зу-зу, зу-зу, зу-зу,

Идет со мной косить вдвоем: зу-зу, зу-зу, зу-зу,

Замах направо, а потом налево мы махнем,

И так мы справимся с жнивьем, зу-зу, зу-зу вдвоем».

«Игра «бульканье»

Ребенок сидит, перед ним – стакан (или бутылочка) с водой, в котором – соломинка для коктейля, научите ребенка, как нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое булькание, вдох – носом, выдох – в трубочку: «буль-буль-буль».

Игра «мыльные пузыри»

Эта забава известна всем, научите ребенка пускать мыльные пузыри: вдох – носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.

Кроме того, для развития длительного, плавного речевого выдоха рекомендуется предлагать детям говорить на одном выдохе, постепенно увеличивая число слов (порядковый счет с загибанием пальцев, перечисление чего-либо). Упражнение проводится в форме игры «Кто больше скажет без передышки? ».

Loading...Loading...