Бельгийский тяжеловоз брабансон. Описание лошадей породы брабансон. Новоалександровский тяжеловоз - гордость коневодов Украины

Несмотря на все достижения науки и техники, хорошая рабочая лошадь по-прежнему ценится у жителей сельскохозяйственных районов. Предпочтение отдается тяжелоупряжным породам. По всему миру их выведено немало. Каждая имеет свои особенности, но общей для всех является приспособленность к выполнению тяжелой физической работы. Животные привлекают своей силой, выносливостью и удивительно добродушным нравом.

История выведения

Бельгийская рабочая лошадь - одна из старейших пород мира. В Средние века «большие лошади» считались рыцарскими. Только им под силу было нести на своей спине тяжелых всадников. Они не отличались высоким ростом, в среднем 140-145 см, но обладали очень крепким костяком и великолепными мышцами.

Современный тип начал формироваться с середины девятнадцатого века. Требовались сильные лошади для сельского хозяйства и промышленности. Отбор проводили среди самых массивных крупных особей. Нежелательных жеребцов кастрировали, чтобы не допустить ухудшения качества поголовья. Отбор сопровождался соответствующими условиями содержания и кормления. Большую часть времени лошади проводили на пастбищах, что значительно укрепляло их здоровье.

В породе существуют три основные линии:

  • Gros de la Dendre от жеребца Orange I, характеризуется гнедой мастью и могучим телосложением.
  • Greysof Hainault от жеребца Bayard, отличается чалыми, серыми, рыжими и булаными мастями.
  • Collossesde la Mehaigne от жеребца Jean I, знамениты невероятной выносливостью, силой и крепостью ног.

Систематические массовые выставки лошадей и студбук, который ведется с 1886 года, позволили добиться выведения современной бельгийской породы.

Описание породы

Бельгийская тяжеловозная рабочая лошадь обладает следующими характеристиками:


Сравнительная таблица промеров:

Отличаются крепким здоровьем, неприхотливостью к условиям содержания и кормления, добронравностью. Начинают работать с двухлетнего возраста.

Роль в выведении новых пород тяжеловозов

Бельгийская рабочая лошадь обладает уникальной способностью стойко передавать свои качества потомству. Гены и кровь бельгийцев унаследовали:

  • шайры;
  • клейдесдали;
  • суффольк-панчи;
  • маракози;
  • нидерландская рабочая;
  • русский тяжеловоз: жеребцами бельгийской породы крыли упряжных кобыл, порода официально зарегистрирована в 1925 году;
  • советский тяжеловоз: жеребцы бельгийской породы использовались на помесях битюгов, арденов, першеронов, зарегистрирована в 1952 году.

Рабочие качества

Разведение рабочих лошадей - одно из направления коневодства. Для оценки рабочих качеств лошадей были разработаны и приняты следующие показатели:


Любое из вышеперечисленных качеств является важным и обязательно учитывается при племенном разведении лошадей тяжеловозных пород. Не менее значимым, а иногда и решающим фактором является добронравность лошади - отсутствие какой бы то ни было агрессии по отношению к человеку и своим соплеменникам. Никакой силач не удержит 900-килограммового разбушевавшегося гиганта. Спокойный характер и готовность к сотрудничеству - обязательно условие при отборе племенных животных.

Факторы, влияющие на работоспособность

На работоспособность животного влияют следующие факторы:


Современное использование

Использование рабочих лошадей в современных условиях можно условно разделить на три категории:

Любопытные факты

История «бельгийцев» насчитывает не одну сотню лет и немало любопытных фактов:

Во многих странах мира с уважением и любовью относятся к надежному помощнику человека. В России в Ярославской области в селе Ивашково создан «Музей рабочей лошади». Интересная и познавательная экскурсия рассказывает о роли лошади в истории России, ее былинных героях. Знакомит с уникальными породами России: алтайской, вятской, якутской, башкирской и другими. Посетители узнают все о запряжке и седловке лошадей, уходе за животными.

Брабансоны были выведены в конце XIX века на основе двух упряжных пород: арденской и фландерской. Известно, что в XX веке брабансоны импортировались в США, Канаду, а также и в Россию.


Тяжелоупряжная порода: брабансон

Брабансоны были выведены в конце XIX века на основе двух упряжных пород: арденской и фландерской. Известно, что в XX веке брабансоны импортировались в США, Канаду, а также и в Россию.

Брабансон
Начинающих коневодам следует сразу сказать, что в конной литературе встречается два русскоязычного варианта написания этой породы: брабансон и брабант. Однако под ними подразумевается одна и та же порода — бельгийская рабочая тяжеловозная лошадь (brabant belgian draft horse, belgian heavy draught). Своим названием порода прославляет продородную бельгийскую провинцию Брабант, где была выведена данная лошадь.

История брабансонов уходит в средние века. Один из предков брабансона — фландерская лошадь — тогда использовалась в рыцарской коннице, под закованными в тяжёлые латы воинами. Эта порода характеризовалась невысокой холкой (порядка 140 см), но крепким костяком. Именно с такими качествами лошади нужны были для тяжёлого всадника: невысокий рост, чтобы смочь поднять и перебросить через спину лошади закованную в тяжёлые доспехи ногу, а также крепкие кости, чтобы позвоночник и ноги лошади не ломались под чудовищной тяжестью всадника в доспехах.

Особенности экстерьера лошади

Самая распространённая масть у брабансонов — это чалая, однако иногда встречаются также рыжая и гнедая масти. Чуть реже в породе можно увидеть серую, буланую или соловую масти. У светлых мастей на ногах растут длинные «чулочки» из тёмного волоса. Голова брабансона не очень большая, выразительная, вытянута чуть сильнее, чем у других пород. Порода также характеризуется широким лбом, прямым или слегка приплюснутым профилем; мускулистыми ганашами, прямыми ушами. Глаза тоже маленькие, мягкие и выразительные, губы толстые и мясистые, ноздри широкие. Шея сильная, короткая и крепкая, широкая в основании, дугообразная, хорошо поставленная. Спина мощная, мускулистая, длинная. Холка низкая и широкая, спинопоясничная линия короткая, что свойственно тяжелоупряжным породам, спина часто прогнувшаяся, поясница широкая, короткая. Круп очень развитый, закругленный и двойной. Грудь развёрнутая и массивная, живот широкий и глубокий, с широкими, закругленными ребрами. Брабансоны, как и большинство иных тяжелоупряжных пород, имеют короткие ноги с широкой, крепкой артикуляцией. Именно благодаря своим ногам брабансоны характеризуются большой выносливостью: предплечья мускулистые и могучие, пясти широкие в диаметре и крепкие; скакательные суставы толстые и широкие, с хорошим углом сгиба, сухожилия плотные и сухопарые. Бабки ног короткие и покрытые, как и путовые суставы, пышными чёлками. Копыта большие, круглой формы, немного плоские, с рогом светлого оттенка. К сожалению, некоторые владельцы брабансонов находят копыта достаточно хрупкими для подобной массы тела.

Брабансон XX и XXI вв. — это крепкая, высокая и сильная лошадь. Высота в холке у средней особи составляет 160-170 сантиметров, однако в качестве исключения иногда встречаются брабансоны с ростом 180 сантиметров и выше. Весит брабансон тоже порядочно: как правило, от 800 до 1000 килограмм.

Применение

Брабансон в Европе — чрезвычайно популярная фермерская лошадь. В сельском хозяйстве их и поныне с удовольствием используют как рабочую ломовую лошадь. И действительно, эти животные нетребовательны к корму и уходу. В мягком европейском климате брабансоны не склонны к простуде. У хороших хозяев эти лошади характеризуются спокойным нравом.

В мировой истории племенного разведения бельгийские брабансоны использовались при выведении породы советский тяжеловоз и ряда западно-европейских тяжеловозных пород лошадей: голландской, рейнской, норийской, шайрской , суффольков и клайдесдалей .

В заключение хотелось бы отметить, что, по мнению многих коневодов, бельгийский тяжеловоз считается одной из лучших и важных (с исторической точки зрения) тяжеловозных пород, а также по праву относится к одной из древнейших пород в мире.

Порода лошадей брабансон имеет бельгийское происхождение и относится к тяжелоупряжным разновидностям. Для своей страны она стала предметом гордости и народным достоянием. С течением времени кони претерпели множество изменений в облике, так как требования к ним постоянно менялись.

Происхождение породы

Предками брабансонов считаются ардены и фландрские лошади. Они когда-то обитали на территории границы современной Бельгии и Франции и отличались невысоким ростом, крепкой конституцией, неистовой силой и выносливостью. Именно такие кони нужны были рыцарям в те времена.

Древние потомки современных брабансонов имели невысокий рост, до 140 см в холке, но были способны долго нести на себе тяжёлого всадника. Животные не проявляли страха и легко преодолевали препятствия на пути.

Когда рыцарские времена остались позади, кони по-прежнему использовались в войнах, только теперь они перевозили на себе артиллерию. В 18–19 столетиях, когда активно развивалось сельское хозяйство, возникла необходимость в помощниках, способных без устали трудиться на полях и перевозить грузы. Тогда тяжеловозов разводили в бельгийской провинции Брабант, а также во Фландрии.

К концу 19 века приняли решение улучшить породу, так как с течением времени она претерпела изменения в генотипе. В Бельгии создали специальную организацию, которая занималась контролем селекции брабансонов. С этого момента регулярно проводились выставки лучших представителей породной линии и велась племенная книга.

Во времена Первой и Второй мировых войн порода пришла в упадок, разведению лошадей тогда уделялось мало внимания, однако племенное поголовье удалось сохранить. Сегодня брабансоны находятся под охраной и считаются народным достоянием Бельгии.

Бельгийские рабочие лошади повлияли на развитие пород:

  • шайр;
  • клейдесдаль;
  • нидерландский тяжеловоз;
  • русская тяжелоупряжная лошадь;
  • советский тяжеловоз;
  • муракози.

Экстерьер

Брабансоны – невысокие лошади с крепким костяком. Высота в холке тяжеловоза составляет 156–165 см. В отличие от иных пород, созданных для использования в тяжёлой упряжи, эти лошади имеют сухие и жилистые конечности с крупными суставами. На нижней части ног имеются пышные щётки. Копыта достаточно широкие и массивные.

Голова у брабансонов некрупная. Лобная часть широкая, а профиль слегка горбоносый. Ушные раковины компактные, подвижные. Шея широкая и мощная, плавно переходящая в округлую глубокую грудную клетку, обхват которой превышает 2 метра. Линия спины у лошадей прямая, крестец широкий и упругий. Круп слегка раздвоенный, на нём хорошо просматривается рельеф мышц. К окрасу не предъявляются высокие требования, в породе встречаются чалые, гнедые, рыжие, вороные и серые кони.

Внимание! Вес взрослого жеребца породы бельгийский тяжеловоз достигает 800–1000 кг.

Характер

Несмотря на богатырский вид, бельгийские тяжеловозы являются добронравными животными. Они умны и покорны. Эти лошади ценятся не только за свои рабочие качества и покладистость, но и за неприхотливость к условиям содержания и кормовой базе.

Ещё одно достоинство породы – крепкий иммунитет. Средняя продолжительность жизни брабансонов составляет 28 лет. Кобыл можно использовать для продолжения рода вплоть до 20–22 лет. К работе молодняк привлекают в возрасте 2 года. После 3 лет жеребцы становятся производителями.

Использование породы сегодня

Современные брабансоны не участвуют в войнах, но это не значит, что в их силе больше не нуждаются. Сельские жители продолжают использовать мощных коней для работ на поле и перевозки грузов в местности с неровным рельефом. Лошади возят лес, стройматериалы, фураж, корма для животных.

Помощь лошади необходима там, где не проедет техника, например в гористой местности. Брабансоны используются также для пастьбы овец. Бельгийские тяжеловозы участвуют в карнавальных шествиях в упряжках.

В конце 19 столетия, когда жеребец Бриллиант одержал победу на Международном чемпионате в Париже, спрос на брабансонов сильно возрос. Лошадьми заинтересовались во многих европейских странах. Представители породы бельгийский тяжеловоз распространились во Францию, Германию и Швецию.

Лошади брабансон, носившие на себе рыцарей во времена Крестовых походов, объявлены национальным достоянием Бельгии. Они оказали огромное влияние на развитие других тяжелоупряжных породных линий. Их кровь течёт даже в жилах шайров, лошадей, считающихся самыми крупными в мире.

Происхождение : Бельгия

Высота : 165-173 см.

Масти : преимущественно рыже-чалая, также гнедая саврасая и бурая.

Экстерьер : маленькая голова на очень мускулистой короткой шее, глубокий компактный корпус, короткие сильные ноги с густыми щетками.

Использование : тяжеловоз.

Брабансоны вобрали в себя всё лучшее от и фламандских. Брабансон или бельгийская тяжеловозная порода лошадей больше всех соответствует всем государственным стандартам, которым должны отвечать все рабочие лошади в современном мире.

Сегодня брабансоны массово распространились по территории всей Бельгии и наиболее известны, как бельгийская рабочая порода или бельгийская тяжеловозная. Это единственный тип тяжеловозов, родина которого является Бельгия. Они не очень высокие, но, несмотря на это, брабансоны становились многократными чемпионами на многих выставках.

Лошадь Брабансон

Бельгийские тяжеловозы имеют очень мощные с короткой спиной, и худые ноги с явно заметными, выступающими мышцами. Брабансоны олицетворяют мощь и силу. У них крупное всё, от головы до костей и грудной клетки. В Бельгии эти лошади считаются настоящими богатырями.

Раньше у породы бельгийских тяжеловозов в наблюдался недостаток в виде провислого поясничного отдела, но позже и этот изъян был устранён. У этих тяжеловозов очень развитые суставы на ногах, что делают их быстрыми и выносливыми при движении. Сухость ног ещё больше выпячивает мощные и большие копыта брабансонов. Шея у тяжеловозов тоже мощная и слегка выгнутая.

Брабансоны чаще встречаются , рыжего и вороного окраса. Бельгийские рабочие быстро взрослеют и уже на второй год жизни, особь полностью готова к обычным работам. К тому же они не просто долгожители. Брабансоны способны продуктивно работать до глубокой старости. Они не прихотливы к еде и уходу, обладают стойким иммунитетом. У них покладистый и спокойный нрав.

Кобылы брабансона в период крайне плодовиты, причём в основном рождаются жеребята мужского пола.


Лошадь породы Брабансон

Такая необычайная стойкость этих лошадей объясняется их жёсткими и критическими условиями содержания, которые за долгие годы воспитали в тяжеловозах непреодолимое желание жить и выживать. Бельгийцы не жалели только что родивших кобыл, которые на девятый день после вновь отправлялись на случку. Недавно родившихся младенцев очень скоро отучали от молока и прикармливали зерном и отрубями. А беременные кобылы работали наравне с другими особыми.

Для чистоты породы лошади, бельгийцы кастрировали «бракованных» жеребят, чтобы те случайно не испортили будущее потомство.

Свою эпоху Брабансон или бельгийская тяжеловозная порода лошадей начала ещё во времена правления Цезаря, но с тех пор вид брабансонов много раз подвергался изменением, что объясняется различием требований в разные временные периоды.

В XV столетии нужда в тяжёлых лошадях резко исчезла. Тогда Бельгия и другие страны стали требовать облегчения породы. Селекционеры скрещивали брабансонов с рысаками, что привело к изменению породы. Но после этого крестьяне стали жаловаться на недостаток силы и мощи усовершенствованных лошадей, тогда и появилось деление брабансонов на два типа.

Сегодня ценность этих лошадей, которые славятся своим исключительным трудолюбием, только возрастает. Бельгийские конюхи нацелены на увеличение поголовья бельгийских тяжеловозов для отечественных ферм и крупных городов. Бельгийская тяжеловозная порода лошадей лошади не только обладают рядом преимуществ, но и при скрещивании с обычными беспородными кобылами способны улучшить их потомство. После таких союзов появляются, хоть и не чистокровные, но превосходные рабочие лошади.

Бельгийский тяжеловоз (Брабансон) — это знаменитая порода лошадей, выведенная в Бельгии для тяжелых работ, требующих большой силы и выносливости. Она является промежуточной формой между фламандскими и арденскими лошадьми. Однако в наше время этот красивый богатырский конь стал достоянием и визитной карточкой страны.

Брабансон — порода лошадей, выведенная для выполнения тяжелой работы.

Основные характеристики

Экстерьер этого необычайно могучего коня можно описать следующим образом.

  1. Рост взрослого бельгийского тяжеловеса колеблется между 156 и 168 см в холке . Эти показатели нельзя назвать большими. Однако высокорослость лошадей достигается за счет длинных ног, а это в данной породе не главное. Тяжеловоз должен везти, а не скакать, обгоняя ветер.
  2. Телосложение могучее, сбитое . Туловище у этого достояния Бельгии глубокое, костяк массивный и одновременно крепкий и плотный. Грудная клетка широкая и большая, ребра отличаются особой округлостью. Круп, как у всех тяжеловозов, округлый, широкий, раздвоенный. Большая часть мощи приходится на переднюю часть туловища, поэтому спина и поясница короткие. Традиционная для тяжелых лошадей провислость спины отсутствует.
  3. Ноги у этой лошади сухие, что выгодно отличает эту породу от других аналогичных . Скакательные суставы и запястья отличаются своей объемностью. У копыт расположены небольшие щетки. Сами копыта крепкие, что неудивительно для лошади, которая должна перемещать тяжелые грузы. В запястье обхват составляет в среднем 41 см. Скакательный сустав в обхвате составляет 52 см.
  4. Этот конь отличается и богатырской шеей . Она короткая, широкая, высоко поставленная, с закругленным профилем. По сравнению с тяжелым телом и короткой могучей шеей голова кажется легкой и вроде бы маленькой, с развитым лбом и небольшой горбинкой.
  5. В окрасе жесткого стандарта нет . Однако преобладают светло-гнедые и рыжие лошади. Редко можно встретить вороных и серых тяжеловозов.

Таким образом, богатырский конь из Бельгии представляет собой великолепное зрелище сочетания мощи и подвижности.

Конь этой породы имеет мощный, но в то же время изящный внешний вид.

История

История этой породы уходит в далекое прошлое времен Римской империи. Неудивительно, что за многие века она претерпевала значительные изменения.

Пик расцвета и востребованности приходился, конечно, на средние века, когда тяжелым рыцарям, закованным в десятки килограмм железа, требовались лошади богатырского телосложения.

После того как рыцарские времена закончились, а люди освоили дистанционные способы убийства себе подобных, применение огнестрельного оружия не устранило лошадей с поля боя. По-прежнему были востребованы кони, но только для легкой кавалерии. Появление пушек не сильно изменило судьбу тяжеловозов. Войне по-прежнему нужны были универсальные легкие лошади.

Так конь-тяжеловоз перешел на мирную службу. Сильные лошади сначала были востребованы на крестьянских работах. Потом, когда стали расти города, разворачивалось строительство дорог, развивалась промышленность, тяжеловозы опять тянули свой воз мирной жизни.

Эта востребованность и развитие науки перевели формирование породы на новый уровень. Начался этап целенаправленного селекционного отбора и сохранения чистой породной линии лошадей, являвшихся народной гордостью.

Ранее бельгийские тяжеловозы широко использовались в хозяйстве, но сейчас порода приобрела декоративный характер.

В 1885 году возникла организация под названием «Общество по улучшению бельгийской лошади». Главное назначение этого общества состояло в очищении породы от генетических ответвлений, сформировавшихся в разных регионах страны. За образец отбора была принята брабансонская порода. Через 6 лет после учреждения общества был принят единый студбук для всех лошадей страны. Через 9 лет студбук был закрыт, в результате чего была создана ситуация, при которой породистая линия формировалась только из потомков лошадей, когда-то включенных в студбук.

С тех пор, кроме ведения родословной и других действий по селекции данной породы, стали проводиться регулярные выставки Бельгийского тяжеловоза. Цель каждой выставки — отбор лучших представителей породы. Иными словами, выставки стали элементом общей работы по улучшению породных качеств тяжеловоза.

Две мировые войны внесли свою негативную роль в проведение работ по поддержанию этой породы. Ведь страна была в самом эпицентре боев во время Первой мировой войны. Мало того, именно здесь были впервые применены боевые отравляющие вещества. Вторая мировая война для страны не носила столь разрушительный характер, но на работах по селекции Бельгийского тяжеловоза это также сказалось негативным образом.

Тем не менее, порода была сохранена и даже развита. В настоящее время чистая породная линия Бельгийского тяжеловоза находится под охраной специалистов и государства, являясь своего рода достопримечательностью.

Loading...Loading...